Выигрыш Януковича никаким образом не гарантирован  
18 января 2010 г. в 16:44
Расклад голосов на Украине говорит о втором туре, но совершенно не говорит о победителе второго тура. Ясно, что антироссийская, антивосточная, антиянуковичевская коалиция очень резко сложится в связи с этими процентами: Ющенко - 5, Яценюк – 6, Тимошенко - 24. Выигрыш Януковича еще никаким образом не гарантирован.

Второе, более, наверное, качественное ощущение, - это что все-таки народ является творцом истории, когда ему это дают сделать. Четыре года прозападной политики Ющенко превратили его в политического аутсайдера. Социологические опросы показали, что свыше 90% украинского населения с надеждой и симпатией смотрят не на Запад, а на Восток. Политика Ющенко была прямо противоположной. Результат – в цифрах голосования. А что касается способности властей, нарушающих основной выбор народа на экономическое, социальное строительство, то они не могут быть высокими.

Главное, от чего зависит все остальное, – это смысл существования страны и народа. На Украине произошло рассогласование этих смыслов.


Читать далее

Россия еще не избавилась от оголтелого устремления на Запад  
12 января 2010 г. в 08:30

Надеяться на то, что смена фамилии президента Украины существенно поменяет российско-украинский контекст, наивно. Он формируется, конечно, более глобальными силами, в том числе силами Запада с одной стороны и пытающимися противостоять этому давлению цивилизационно восточноукраинскими, российскими, православнороссийскими силами – с другой.

Тем не менее исторический маятник неумолим, период оголтелого устремления Украины Ющенко в западные «объятия» неизбежно сменится более сбалансированной позицией. Причем опять-таки ожидать, что она будет противоположной, не стоит. Вероятно, надо разумно, взвешенно, уважительно и сбалансированно строить отношения с новым президентом и новой моделью Украины в той степени, в которой она будет новой, но, подчеркну, не забывая при этом, что перед Россией стоит не менее серьезная задача - увидеть свой новый облик. От оголтелого устремления на Запад, характерного для России 90-х годов и начала 2000-х годов, Россия еще не избавилась. Глядя на Украину, можно видеть как в зеркале свое собственное отражение.

Для России абсолютно фундаментальным, исторически сложившимся условием успеха является благоприятная буферная геополитическая зона вокруг ее западных границ. Кажется, что в такой далекой исторической перспективе, конечно, геополитическое союзничество важнее, чем цена на газ.

Читать далее

В России - кризис тупиковой модели развития  
31 декабря 2009 г. в 08:30

Волнующий всегда в конце года вопрос: что в уходящем году произошло самого важного? Я бы сказал, что есть явления и события наглядные, но не отражающие сути, а есть те, которые менее звучные, интересные, но именно они определяют во многом нашу судьбу, судьбу нашей Родины. К числу самых важных событий я отнес бы принятие бюджета на 2010 год. Дело в том, что в России есть единственный реально действующий государственно-управленческий документ, который определяет развитие страны. Все остальное – это декларация, это – декорация, это – «ля-ля» и разговоры.

А вот бюджет в своей структуре, в своей динамике позволяет точно реконструировать, каким путем идет Россия. Структура бюджета на 2010 год, если сравнивать ее с 2009-м и еще более ранним 2008-м, весьма говорящая. Гуманитарные статьи не растут, а уменьшаются (то, что касается социального облика государства). Государство не собирается развиваться, потому что на экономику оно средства уменьшает.

Реконструкция этого бюджета говорит о том, что Россия продолжает идти по пути модели либерального, монетаристского, экспортно-сырьевого развития. Это - движение в тупик. Мировой кризис – это событие 2008 года, а для России – это кризис не 2008 года, не 2009 года, это кризис тупиковой модели.

Читать далее

Пермская трагедия отражает нежизнеспособность либеральной модели  
16 декабря 2009 г. в 18:56

Пермская трагедия, если говорить по самому крупному счету, отражает нежизнеспособность государственно-управленческой модели, которая на сегодня в России последовательно отстраивается. Это либеральная модель, когда государство уходит из управления. Частное проявление этого масштабного исторического явления и этапа в жизни страны – тотальная коррупция.

Причем поразительным является то, что фактически с этим явлением государство на сегодня не борется никак, кроме имитации этой борьбы. Речь, конечно, идет о том, что такого рода издержки - и моральные, и, к несчастью, в виде жизней человеческих - будут продолжаться до тех пор, пока государство самоустраняется от своих классических, непременных и обязательных функций.

Что касается возможностей борьбы с коррупцией, то и мировой опыт это показывает, и управленческие разработки, которые в стране существуют. В нашей двухтомной работе («Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономики в России»

много десятков законодательных предложений, организационно-управленческих решений направлено на борьбу с коррупцией. Нашим Центром написана такая работа и передана высшему руководству страны. В ней десятки законодательных и управленческих решений, но почему-то на сегодня мы видим один-единственный закон, который выглядит имитационно.

Читать далее

Геополитический и дипломатический потенциалы России все ниже  
1 декабря 2009 г. в 17:59

Есть определенная закономерность в политической цикличности современной России. Ее лидеры и руководители - что Ельцин, что Горбачев, и так далее - в периоды упадка внутри страны, растерянности проявляли все больше внешнеполитической активности. Психологические и политические причины достаточно очевидны. В народе говорят так: когда ничего не можешь, то иди учить других. А если эти «другие» хорошо понимают, что речь идет об игре, ставка в которой, скажем прямо, неуспех развития России, то они, конечно, эту игру всячески поддерживают.

Экономический вклад России в мировой валовой продукт – 2%. Что значит выход России с глобальными инициативами? Что значат ее выходы, когда военно-политический, дипломатический и геополитический потенциалы страны все ниже и ниже? Честно говоря, для Западного мира российские (советские) инициативы значимы тогда и только тогда, когда за ними существуют факторы давления, факторы силы. На сегодня эти факторы стремительно приближаются к минимуму. Поэтому, конечно, речь идет о сценарных заготовках, ориентированных прежде всего на внутреннее потребление в стране. А как это в мире воспринимается, хорошо заметно, скажем, по ставшей совершенно четкой риторике Японии в отношении России. В рамках же игры, конечно, Россию будут хвалить, гладить по головке, но при этом никак не реагировать на ее инициативы. Большая политическая игра.

Читать далее

Экономики Белоруссии и России создавались как взаимодополняющие  
24 ноября 2009 г. в 17:57

Нужен ли союз с Белоруссией – таможенный и не только таможенный, но и государственный союз, цивилизационный союз, геополитический, военно-политический – вопрос для меня как эксперта, комплексно подходящего к судьбе российского государства, однозначен. Конечно да, и ядро ответа связано с тем, что есть цивилизационный альянс народов. Вот когда его порезали, то «кровь» течет до сих пор, и выгоды от этого получают исключительно геополитические соперники, но не Беларусь и не Россия.

Экономики Белоруссии и России создавались как взаимодополняющие, и восстановление этого взаимодополнения целесообразно с чисто прагматических, экономических соображений. То же самое – взаимоотношение с внешним миром, внешнеэкономической средой. Единый таможенный союз и единый подход к ВТО, хотя смысла в этом сейчас почти не осталось, это тоже все-таки элемент рационализма. К сожалению, беда в том, что эти рациональные и даже прагматические обстоятельства попадают под прессинг политических, внутриполитических, я бы даже сказал, интриг, которые снижают рациональность и постановки решения данных вопросов. Но хочу еще раз уверенно заявить, что интеграция – экономическая, политико-экономическая, цивилизационная, в пределе к воссозданию единой государственности - целесообразна.

Читать далее

США хотят применить к Китаю технологию, отработанную на СССР  
19 ноября 2009 г. в 17:13

Политические маневры Соединенных Штатов Америки ввиду растущей мощи, влияния и перспектив мирового доминирования Китая очень интересны. Первое, что приходит на ум, - подобная ситуация сложилась не впервые. Некогда (и не так давно) мир был двуполярный - были Штаты и был СССР. Их разделяли идеология и, соответственно, политические устремления в мире. Каждый боролся за идеологическое, экономическое и военное доминирование.

Сегодняшняя ситуация – Соединенные Штаты и Китай так же разделяет идеологический барьер. В Китае – Компартия. По мнению американцев, в Китае - попрание прав человека, в Китае все еще по-прежнему огосударствлена экономика, несмотря на рыночные элементы. Но в отличие от СССР, Китай не форсирует свою историческую траекторию. «Догнать и перегнать», «в 80-м году коммунизм построить» - он таких задач не ставит. Китай живет в масштабах тысячелетий, и, соответственно, по-иному выглядит объективная геополитическая конкуренция двух, можно говорить, сверхдержав.

Американцы по старой памяти пытались и пытаются применить в отношении Китая технологию, отработанную на Советском Союзе. В работах нашего Центра сделано определенное открытие, очень важное в этом контексте. Массовое сознание китайского населения относительно ключевых жизненных ценностей, формирующих поведение, адекватно реальному отношению к этим ценностям. В самой Америке сознание значительно завышается относительно реального состояния ценностей. В России, Индии, напротив, реальное состояние цивилизационных ценностей выше и позитивнее, чем массовое сознание, которому внушается обратное.

Читать далее

Определенные акции в отношении КНДР уместны и оправданны  
13 ноября 2009 г. в 10:13

Вопрос о выработке внешнеполитической позиции России применительно к Корейскому полуострову и конкретен, и классичен. Классичность связана с тем, что речь идет о тлеющем конфликте, долгосрочном. Обычные (скажем, бытовые) предпочтения, стремление быстро, разом разрешить конфликт, снять его в чью-то пользу здесь неуместны, потому что на кону цена вопроса: кровопролитное столкновение двух противоположных (идеологически) политических режимов.

Если эта цена человеческой жизни и кровь является приоритетной, то решения этих тлеющих конфликтов требуют длительных сроков, очень диверсифицированных усилий, деликатности и понимания, что нет мгновенного решения. А технологически решение заключается в создании механизмов, которые сами по себе вызывают эволюцию ситуации в направлении снятия коренных противоречий и исчезновения конфликта в будущем.

О чем конкретно может идти речь? Политика России в отношении двух частей полуострова, во-первых, исключает политическое ангажирование в сторону Севера или в сторону Юга. Она равнонаправленна, равноуважительна по отношению к обоим государствам. В этом смысле определенные защитные внешнеполитические акции в отношении Северной Кореи уместны и оправданны. С другой стороны - создание тех самых сглаживающих механизмов, прежде всего экономического, инфраструктурного порядка.

Читать далее

Задача № 1 - не модернизация, а восстановление стартового состояния  
6 ноября 2009 г. в 10:56

Если говорить о государственной тактике управления развитием промышленности России, о промышленной политике, то задача номер 1 - как ни странно, это не модернизация, а восстановление стартового состояния. Дело в том, что в России существуют значительные основные фонды в разных отраслях, и они вполне способны выпускать продукцию, конкурентоспособную прежде всего по цене, на внутренний рынок. Не позволяет им сейчас эффективно этим заниматься совершенно разлаженная финансовая сторона воспроизводственного цикла. Нет возможности получать по разумной стоимости и длительности кредиты.

Второй акцент, который я бы поставил – это, конечно, модернизация существующего потенциала, которая требует значительных инвестиционных вливаний и морального и физического обновления основных фондов. Причем, опять-таки, здесь не ставятся суперамбициозные планы, потому что они требуют более длительных перспектив. И третья задача уже перерастает из тактической в среднесрочную и в стратегическую - это модернизация экономики с точки зрения перехода от ее сырьевого вида к наукоемкой, инновационно-чувствительной экономике. Это означает более длительные, более масштабные инвестиционные вложения, в том числе венчурного типа, означает существенную перестройку системы подготовки кадров. Но, как ни странно, все три акцента предлагаемой промышленной политики базируются на единой проблеме – это восстановление суверенного финансового оборота в стране.

Читать далее

В России изобрели особый тип крупной корпорации  
29 октября 2009 г. в 17:53
Тема госкорпораций имеет несколько важных сторон для обсуждения. Первая – объективная. Концентрация основных фондов, концентрация оборотных капиталов – это мейнстрим современного экономического развития. Понятно, что чем больше корпорация, тем больше у нее возможностей для выполнения специализированных НИОКР, обновления основных фондов, прогрессивного развития. Так живет и развивается весь мир! С другой стороны, формы такого укрупнения могут разные: это крупные и крупнейшие акционерные компании. В России, в частности, – это естественные монополии, такие как «Газпром», ОАО «РЖД». Это также могут быть объединения холдингового типа.

В России еще изобрели особый тип крупной корпорации, которая обладает исключительными особенностями. Это вторая важная сторона, которую необходимо в обсуждении затронуть. Речь идет о госкорпорации как особом новом организационно-правовом виде хозяйствующего субъекта, у которого много отличий. Главное из них – они учреждаются не единым и всеобщим нормативно-правовым, законодательным регулированием, а под каждую корпорацию принимается отдельный закон. Невооруженным взглядом видно, что каждая корпорация создавалась как лоббистский проект определенной группировки. Эта полутеневая сторона зачатия и рождения этих госкорпораций подтверждается и усиливается при анализе принципов их деятельности и результатов.

Принципы деятельности отражены в законе. Основной из них заключается в том, что корпорация, называемая государственной, получает государственные активы в виде значительных бюджетных средств, которые переводятся на ее баланс. А вот после этого начинаются хитрости. Во-первых, они выводятся из-под финансового контроля государства. Во-вторых, они превращаются почти в собственность корпораций. Во всяком случае, исчезают из титула собственности государства. Происходит это потому, что, во-первых, не указывается, куда деваются эти активы при ликвидации госкорпораций и, во-вторых, они не могут отчуждаться в обратном направлении.

И этому существуют просто фантастические примеры. Страна попала в кризис, жуткий дефицит бюджета. Президент говорит: «Давайте-ка заберем у корпораций, в том числе и у Роснано, обратно размещенные там средства. Им они все равно не нужны. Их назвали временно свободными средствами, разместили на банковских депозитах и пораспихали по другим доходным операциям непрофильного характера». Но не тут-то было! В ответ Чубайс заявил: «Извините, но у нас все эти средства уже размещены в рамках гражданско-правовых договоров между госкорпорацией и соответствующим пользователем этих средств. Это что же вы подталкиваете нас на то, чтобы мы нарушили эти договоры и понесли издержки?» Так что государство не указ, когда средства стали почти частными, попав в карман господина Чубайса и других представителей, олицетворяющих эти корпорации.

Дальше еще интереснее! Какова благородная цель создания госкорпораций? Это решение крупнейших социально-экономических задач развития России, например, авиационная промышленность – «Объединенная авиационная корпорация», рывок в нанотехнологиях, не говоря уж о строительных госкорпорациях типа «Олимпстрой», это временное явление. Зато сейчас появился Росавтодор, зарождающийся по такому же принципу. Что же на самом деле происходит? Средства, которые туда были направлены, исчисляемые в миллиардах долларов, вдруг объявляются временно свободными и на уровне 90-95% размещаются в банках и других финансово доходных операциях, практически перечеркивая целевой содержательный характер, который декларировался при создании этих госкорпораций.

Что такое «временно свободные»? Это значит, что они используются не по назначению – на финансирование научных проектов, а попросту прокручиваются в банках, принося соответствующую прибыль корпорации, формируя соответствующие премиальные, зарплатные, бонусные фонды для менеджмента данных корпорации, но абсолютно не решая задач, которые поставило перед ними государство.

И примеру, создание нового самолета RRJ в КБ Сухого. К этому времени уже должны быть, по пиаровским заявлениям организаторов этой затеи, получивших немалые бюджетные средства, сотни продаж этого самолета по всему миру. Но до сих пор существует лишь два RRJ, которые еще не прошли ни испытания, ни сертификацию. Зато пиар-пространство заполнено постоянными реляциями: самолет уже взлетел, сотни контрактов подписаны…

Понятны элементы афер, которые в этом отношении осуществляются. Понятно, что государству толку от таких корпораций не прибавляется. А вот увод средств, теневая, скрытая приватизация налицо. Мягко выразимся, групповой интерес реализуется. Не случайно президент акцентировал внимание, в том числе и правоохранительных органов, на деятельности этих корпораций. При этом не случайно, что господин Чубайс торопится заявить о приватизации корпорации. Он хочет сорвать последний фиговый листок – словечко «государственная». Не случайно уже создаются управляющие компании, которые регистрируются за пределами российского государства. Не случайно средства размещаются у зарубежных, а не российских подрядчиков.

Слово «афера» в этой ситуации – это самое часто приходящее на ум слово. Поэтому проверки, которые назначает президент в отношении госкорпораций, намерение его правовой группировки переосмыслить законодательную базу государственных корпораций, привести их под общий знаменатель хозяйственного права, вполне оправданны. А вот получится ли это – большущий вопрос, потому что придумали их не маленькие люди, на кону немаленькие гешефты, лоббистский, мегакоррупционный потенциал этих схем тоже велик. Справится ли со всем этим президент Медведев – это вопрос к нему и ближайшему будущему.
Читать далее