Увеличит ли таможенный союз шансы России на вступление в ВТО?

30 июня 2009 г. в 15:05

Премьер-министр Владимир Путин заявил, что Россия как отдельный кандидат прекращает переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. Вместо этого Россия, Казахстан и Белоруссия создают Таможенный союз, и теперь все переговоры о членстве в ВТО три страны будут вести совместно.

Переговоры по вступлению Таможенного союза в ВТО начнутся после 1 января 2010 года, когда он формально будет создан.

О том, что Россия не будет 17-й год подряд терпеливо ждать принятия в ВТО, предупредил на форуме в Санкт-Петербурге глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Он напомнил, что, если страна не получит входной билет в ближайшее время, партнерам придется вести переговоры уже с Таможенным союзом, который близок к созданию. Западные эксперты восприняли это заявление как шантаж, но менее чем через неделю стало понятно, что решение принято. Впрочем, сюрпризом подобное решение оказалось отнюдь не только для западных экспертов. Достаточно напомнить, что на том же Петербургском форуме глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявляла, что Россия рассчитывает завершить переговоры по ВТО с ЕС до конца 2009 года.
В своих высказываниях на эту тему Владимир Путин обозначил, по сути, качественно новые приоритеты внешнеэкономической стратегии России на среднесрочную перспективу. На первом месте стоит активизация интеграционных процессов между тремя странами - участниками Таможенного союза с перспективой присоединения к их числу новых потенциальных участников. Приоритет номер два - «наращивание усилий по выстраиванию особых отношений с Евросоюзом в ответ на предложение наших европейских коллег по формированию зоны свободной торговли». Однако «все это будет делаться исключительно в рамках договоренностей по поводу Таможенного союза, и это (Таможенный союз) является для нас первым приоритетом», - подчеркнул Путин.

Европейский союз, таким образом, ставится перед фактом: будущая зона свободной торговли должна включать уже как минимум трех участников. При этом все договоренности в рамках экономической интеграции должны заключаться не сепаратно, с каждой страной в отдельности, а с неким коллективным субъектом, за которым недвусмысленно угадывается Москва. Очевидно, что главную роль в новом таможенном союзе будет играть Россия как крупнейшая экономика на постсоветском пространстве.

В случае успеха заявленных планов по созданию ТС Россия существенно укрепит свое влияние на пространстве бывшего СССР - к такому союзу, «утвержденному» ВТО, с большей вероятностью могут присоединиться и другие страны, особенно в условиях кризиса. Таможенный союз позиционируется, таким образом, как альтернатива «Восточному партнерству» ЕС, к которому России было милостиво предложено «присоединиться». Теперь, надо полагать, Европе будет предложено «присоединиться» к зоне свободной торговли с союзом стран, возглавляемых Россией.

Другими словами, данным решением Россия существенно поднимает ставки в своем не только экономическом, но и геополитическом диалоге с Западом, в первую очередь с Европейским союзом. Брюссель откровенно политизировал вопрос вступления России в ВТО, увязывая его с перспективой ратификации Москвой Энергетической хартии и заключением нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве РФ и ЕС. В ответ на явно наметившийся процесс консолидации стран ЕС по этим вопросам - что было, в частности, со всей определенностью продемонстрировано в ходе хабаровского саммита и визита президента в Финляндию - Москва, в свою очередь, декларирует консолидацию подходов трех ведущих экономик постсоветского пространства. Если за декларациями (вопреки сложившейся практике) последуют реальные усилия, направленные не только на углубление интеграции, но и на расширение состава участников ТС, повестка российско-европейского диалога может приобрести качественно новое содержание.

Понятно, что основное внимание всех заинтересованных сторон будет обращено на Украину. Пока нынешнее руководство республики отказывается даже обсуждать такие варианты, однако на Украине скоро выборы, и «интеграционная карта» неизбежно будет разыгрываться в борьбе за часть электората. Сейчас делать прогнозы о том, кто победит и как он будет относиться к России, трудно. Однако эффективно работающий Таможенный союз неизбежно увеличит количество его сторонников на Украине.

Впрочем, новый ход Москвы объективно затрагивает и более широкий внешнеполитический контекст. Отказ от дальнейших переговоров по вступлению в ВТО в нынешнем их формате - именно в тот момент, когда, казалось бы, до финала оставался один шаг - выбивает из рук администрации США один из ключевых козырей, которые Барак Обама намеревался положить на стол переговоров в ходе июньской встречи с Дмитрием Медведевым. Более того, американская сторона собиралась сделать его едва ли не главным пунктом повестки визита. Фактически Госдепу теперь придется начинать подготовку к встрече двух лидеров едва ли не с чистого листа, поскольку объективно, в сложившейся на сегодня ситуации, больше американцам предложить Москве и нечего.

Что касается собственно отказа России от вступления в ВТО в обозримой перспективе (нужно понимать, что новый переговорный процесс в качественно изменившемся формате затянется на годы), то его вполне можно считать оправданным. Тем более что годом ранее, сразу после августовских событий Владимир Путин уже заявлял, что членство в торговом клубе нанесет российской экономике только вред. Структура российского экспорта такова, что большую его часть составляют либо биржевые товары, либо оружие и технологии двойного назначения. Ни то ни другое не регулируется в рамках ВТО. Поэтому никаким серьезным ущербом отечественному экспорту отсутствие членства в ВТО не грозит.

Исключение составляет лишь металлургия. Металлурги издавна были главными лоббистами, добивавшимися вступления России во Всемирную торговую организацию. Однако за последние годы они научились решать свои проблемы и без механизмов ВТО. Да и политический вес металлургического лобби в России за последнее время существенно снизился - именно это обстоятельство, в частности, была призвана публично продемонстрировать ставшая уже знаменитой сцена диалога Владимира Путина и Олега Дерипаски в Пикалеве.

Что же касается состояния отечественного внутреннего рынка, то даже подготовка к вступлению в ВТО нанесла ему серьезный урон. Так, России пришлось пересмотреть свое законодательство в области защиты прав интеллектуальной собственности, на чем настаивали США. В результате у нас отсутствуют механизмы капитализации НИОКР и нематериальных активов. В том числе и поэтому наши предприятия не сильно стремятся инвестировать в инновации.

Под ударом оказались и страховые компании. Большая часть страхового рынка в России контролируется иностранцами. Но страховые компании, как и пенсионные фонды, - это главный источник «длинных» денег в экономике. Если страховщики иностранные, они размещают эти деньги в иностранных активах, то есть выводят «длинные» деньги из российской экономики. В результате кредит в России стоит непомерные 25% годовых. Так, даже не вступив в ВТО, наша страна умудрилась сдать свои интересы и усложнить себе жизнь.

Так или иначе перспективы успеха переговоров с ВТО в новом формате, то есть в качестве «единой таможенной территории», экспертами оцениваются как весьма туманные. Действительно, устав ВТО предусматривает существование таких территорий, однако данное положение до сих пор никогда не рассматривалось в контексте процесса вступления в организацию новых членов. Подобная оговорка предназначена для уже существующих членов организации, которые не намерены отказываться от торговых преференций в отношениях друг с другом. В первую очередь речь идет о Европейском союзе и НАФТА. Согласятся ли страны - старожилы ВТО применить к России, Белоруссии и Казахстану оговорку, придуманную для самих себя, - вопрос открытый. Внушает определенный оптимизм лишь то очевидное обстоятельство, что, по мнению абсолютного большинства экспертов, ВТО сегодня нуждается в России больше, чем Россия в ВТО.

И последнее. Это удивительно, но таможенные импортные барьеры Россия сделала (еще при Германе Грефе на посту главы МЭРТа) ниже, чем того требует ВТО. Поэтому и самому Западу Россия в ВТО не нужна, ее членство может ухудшить эффективность рынка сбыта, созданного им для своей продукции. По этой причине продолжавшиеся 17 лет переговоры никогда не должны были закончиться. Запад играл с Россией, и слава богу, что сейчас Россия эту игру хотя бы притормозила. Вернуться бы ей еще к своим таможенным интересам, восстанавливая «грефские развалины».